Об этом событии пишет Игумен Кирилл (Сахаров).
Исполнилось 60 лет отцу Георгию Вахромееву.
После Литургии и благодарственного молебна юбиляра тепло поздравил архиепископ Курганский и Шадринский Константин — его друг еще со студенческой скамьи. «Этот возраст — золотое время для священника. О.Георгий встретил его с ясным разумом и глубоким опытом», — отметил владыка и вручил юбиляру медаль прп. Далмата Исетского первой степени. О. Георгию подарили аж три креста с украшениями. Один из них был зеленого цвета и более крупным, нежели другие два. Даривший подчеркнул, что зеленый цвет – цвет праздника Троицы, которому посвящен храм, где настоятельствует о. Георгий. Вообще обилие подарков было таковым, что они заняли значительное пространство. Давно не наблюдал такого масштаба любви к пастырю Церкви.
Я подарил резной образ прп. Сергия Радонежского, юбилей которого будет отмечаться в нынешнем году. Непривычным было обилие многолетий. В храме после каждого выступления диакон возглашал: «Многая лета!» — только два этих слова, а хор громогласно пел, вначале даже по три раза. О.Георгия поздравил его отец – прот. Василий (в этом году ему исполнится 87 лет). Его покойная матушка приходится сестрой недавно ушедшему на покой митрополиту Филарету (Вахромееву).
Показателем уровня празднования было присутствие на нем Ольги Николаевны Куликовской-Романовой – вдовы Тихона Николаевича Куликовского-Романова. Глава Союза «Христианское Возрождение», сопредседатель Союза Православных братств В.Н.Осипов назвал юбиляра «ревностным поборником канонической чистоты Православия, непримиримым борцом с антихристианской глобализацией». Последнее иллюстрировали и специальный стенд при входе в храм, где были помещены обращения братии Почаевской Лавры к Патриарху и верующих к участникам недавнего Архиерейского Собора и другие материалы антиглобалистского характера. А вот заголовки некоторых материалов, помещенных в трапезной: «Принятие цифровых имен является деянием греховным, равнозначным отречению от Христа», «Люди не должны быть предметом тотального контроля» (автор — митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней), конечно же, слова архимандрита Кирилла (Павлова): «Сегодня — номер, завтра — карточка, послезавтра — печать» и др.
На трапезе поздравляли схиигумен Митрофан из Ивановской епархии и прот. Александр Салтыков, настоятель церкви Воскресения в Кадашах; известные деятели антиглобалистского движения Г.Царева и О.Яковлева («Епископат очень пассивно относится к этой проблеме, тема замалчивается; огромное количество верующих за отказ принимать электронные документы подвергаются прещениям от церковных властей – и это несмотря на общецерковные документы, предупреждающие о недопустимости таких действий», -отметила Яковлева); известный скульптор В.Мокроусов (ему принадлежит скульптура Христа, благословляющего двумя руками, с внешней стороны храма Христа Спасителя, памятник Минину и Пожарскому в Ивановской области и д.р.; заслуженный юрист России М.Н.Кузнецов; супруги Мироновы и многие другие.
Супруга о. Георгия матушка Наталия прочитала стихотворение Тютчева, которое заканчивалось такими словами: «Чего желать — день прожит и слава Богу!» Старший брат вспоминал, как о. Георгий в детстве изображал каждение, а другой брат шел со свечой. Еще он вспоминал, как однажды зимой они все трое шли в школу и мальчишки стали их обзывать попами, а они в ответ кидали снежки. Поразили выступления двух участников трапезы: один из них назвал себя «одиноким художником», а другой «слепым котенком». Оба отметили каким духовным подспорьем в их жизни является о. Георгий. Я в своем выступлении, прежде всего, отметил талант юбиляра, как проповедника.
Среди моих знакомых священников немного тех, кто подобно отцу Георгию говорит слово с таким вдохновением, искренностью и убедительностью. Его поздравления с Рождеством и Пасхой, опубликованные, например, в газете «Русский Вестник» отличаются неформальностью и какой-то особой теплотой. Я как-то слышал о таком наблюдении, что муж и жена, живущие в мире и согласии, по прошествии многих лет совместной жизни, становятся все более похожими друг на друга.
Удивительно, как священник, по сути венчавшийся с паствой конкретного храма, служа в нем в течение ряда лет, все более органично сочетается с этим храмом. Трудно представить о. Георгия настоятелем другого храма, а не именно храма Троицы на Шаболовке. Первый раз я увидел его здесь в драматические дни октября 1993 года. Атмосфера вокруг была накалена до предела. Актив СПБ собрался в одном из помещений храма, чтобы обсудить ситуацию и продумать меры по ее стабилизации. О. Георгий тогда показался мне очень взволнованным. Я подумал: «Пугливый московский батюшка, очень переживающий за свое место и положение».
Каково же было мое удивление, когда через несколько лет начал громко звучать голос этого священнослужителя, предупреждающий о смертельной опасности антихристианской глобализации и призывающий к восстановлению в России самодержавного правления. Пожалуй, что никто из священников в Москве не сделал больше в этом плане, чем о. Георгий. Я, например, больше практик: «отбиваюсь руками и ногами», «кусаюсь и царапаюсь», когда хватают за горло, требуя принять номер на храм. О.Георгий, полноватый, с копной пушистых волос на голове и добродушном лицом, похожий на доброго львенка – сама доброжелательность.
Трудно представить его, мечущим «гром и молнии» на головы подчиненных. С горечью подумал: «А я своих часто «строю», «дубасю» поклонами направо и налево. А ведь не всегда это бывает продуктивно. Вот кота, например, обидь раз и потом сколько не сюсюкай, пытаясь загладить средостение, а он недоверчиво исподлобья будет на тебя поглядывать. Разве это не будет вредить делу? Так и с людьми: вроде попросили друг у друга прощение, а осадок в душе еще долго остается».
Необычным в начале трапезы было то, что была зачитана краткая библиографическая справка юбиляра. Предки его были уроженцами ярославской земли. Один из них был даже городским головой Ярославля, известным благотворителем. До октябрьского переворота в Ярославле Вахромеевых было немало – почти триста семей. Дедушка о. Георгия по отцовской линии был расстрелян в тридцатые годы. Сам батюшка в 1978 году закончил Московскую консерваторию, потом работал в Большом театре. Духовником его был архимандрит Иоанн (Маслов). По окончании Московской духовной семинарии (1985г.) он служил в Петропавловском храме у Яузских ворот и в Скорбященском храме на Ордынке. В начале 90-х годов был назначен настоятелем вновь открывшегося храма Троицы на Шаболовке. В 1992 году здесь была совершена первая Литургия. Имеет трех сыновей: старший — доктор, средний — иконописец, младший — студент полиграфического колледжа. Иконописцем является и брат о. Георгия — Александр. Он нигде специально не учился, самостоятельно научился писать иконы на очень высоком уровне. Последние написанные им иконы – блаженной Матроны и вмч. Георгия (она была вручена о. Георгию на трапезе).
Сам отец Георгий постоянно подчеркивал значение благодарности Богу в нашей жизни. «Шестьдесят лет живу в полном благополучии – не знаю за что? Не может быть ничего более радостного, чем служение Богу» — говорил он. Важными инициативами батюшки было восстановление традиции внесения десятины членами общины и вручение родителям, родившим ребенка, единовременного денежного пособия. Он оказывает посильную помощь в восстановлении храма в центре Ярославля, построенного в благодарность за прекращения моровой язвы, свирепствовавшей в Смутное время. На храме Троицы на Шаболовке были восстановлены купол и колокольня, а внутри его – иконостасы в центральном и правом приделах (оба в каноническом стиле)
На трапезе была большая культурная программа. Вела её известная поэтесса Н.В. Карташова. Песнопения исполняли и церковный хор и отдельные певцы – духовные чада батюшки. Запомнились «Песня о матери», «Русь называют святою», «Офицеры русские», «Выхожу один я на дорогу», «Гори, гори моя звезда» и др.
Обратил внимание на то, что многие участники трапезы в своих выступлениях акцентировали на теме монархии. «Боже царя храни» пели не как обычно два куплета, а почти полностью. На службе были особые прошения о восстановлении православного самодержавного царства. В трапезной с одной стороны был российский флаг. Ищу глазами монархическое знамя – оно тоже здесь, причем с правой стороны. Запомнилось еще, как молоденький диакон – племянник о. Георгия и он сам обменялись поэтическими эпистолиями в пушкинском стиле («Мой дядя самых честных правил» и пр.).
Многая лета юбиляру!
Игумен Кирилл (Сахаров),
настоятель храма
Святителя Николая на Берсеневке