Семейная хроника рода Вахромеевых

Сведения из «Семейной хроники», которую составляет протоиерей Георгий Вахромеев:

«Не все в большом роде Вахромеевых удостоились получить потомственное дворянство. Получили его те, кто не терял своих духовно-нравственных связей со своими предшественниками, продолжили их дело самоотверженного труда на благо родного города и искренно служили вере Православной, Царю Самодержавному и Русскому Отечеству.

Александр Иванович Вахромеев (1813 — 1895), Иван Александрович Вахромеев (1843 — 1908) и Александр Иванович Вахромеев (1875 — 1921) — вот те люди, которые прославили род Вахромеевых. Отец, сын и внук — основатели такого рода — стали самыми известными и почитаемыми гражданами Ярославля. и хотя только внук получил дворянство, но подготовили это событие, безусловно, его отец и его дед. В царском Указе Николая II-го о даровании потомственного дворянства сказано в самом начале о том, что это звание даруется вдове статского советника, бывшего Городского головы Ярославля Ивана Александровича Вахромеева Елизавете Семеновне Вахромеевой. Это означает, что именно за заслуги ее мужа — Ивана Александровича Вахромеева — ей и ее сыновьям присваивается потомственное дворянство. Конечно, перед ними было много достойных тружеников, их прародителей, и их имена мы помним и молимся об упокоении их со святыми. Они все пребывают через своих потомков в нашей вечной памяти. Мой дедушка Варфоломей Александрович Вахромеев, а затем моя мама Ольга Варфоломеевна Вахромеева и мой дядюшка (Кирилл В.В.) Митрополит Филарет завещали мне помнить о нашем роде и продолжить семейную хронику, что с Божией помощью я и пытаюсь сделать.

Нашему роду Вахромеевых Промыслом Божьим было даровано иметь две встречи с двумя великими и святыми людьми. В 1912 году по приглашению Александра Ивановича Вахромеева (1875 — 1921) имение Исады посетили генерал-губернатор Ярославля, граф Д.Н. Татищев, Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон — будущий Святейший Патриарх Московский
и всея Руси, и викарные епископы Рыбинский Селивестр и Угличский Иосиф. После обеда и деловой беседы губернатор уехал в город, а Архиепископ Тихон и его спутники остались ночевать. На другой день утром сын Александра Ивановича — Варфоломей (мой дедушка, которому было тогда 8 лет) бежал с братом по саду по направлению к дому, а на встречу им вышел Владыка Тихон. Они подошли поздороваться и взять благословение. Владыка увидел, что ремень у Варфоломея болтается на одной пряжке. Он заправил его в петлицу, погладил его по голове и очень приветливо сказал несколько слов. Через 13 лет Варфоломей Александрович вспомнил об этом случае, когда в 1925 году подходил ко гробу Патриарха Тихона для прощания в одном из храмов Донского монастыря в Москве. В 1989 году Патриарх Тихон был прославлен в лике Святых.

И еще один великий святой посещал наш Вахромеевский род. Весной 1913 года Ярославль готовился встречать Царскую Семью, которая совершала путешествие по Волге в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых. Встречать Царскую Семью в Спасо-Про- боинском храме довелось Александру Ивановичу Вахромееву, которому по должности полагалось принимать участие в организации встречи. При посещении храма Царь Николай II поздравил семейство Вахромеевых с пожалованием во дворянство. Соответствующий документ гласит: «…Во внимание к выдающейся благотворительной и общественной деятельности бывшего Ярославского Городского головы, ныне покойного Статского Советника Ивана Вахромеева Всемилостивейше возводим вдову его Елизавету Семеновну и сыновей его Александра, Сергия и Семена Ивановых Вахромеевых со всем их нисходящим потомством в Потомственное дворянское Российской Империи достоинство…».

В 2000 году Царь Николай II и все его святое семейство были причислены к лику Святых.

Эти встречи, эти посещения рода Вахромеевых двух святых людей накануне русской катастрофы 1917 года дают повод к вдумчивому размышлению о путях Божьего Промысла. Непосредственный участник и собеседник этих людей был мой прадед по маминой линии Александр Иванович Вахромеев, столь трагично окончивший свой земной путь в звании «мастерового кузнеца-слесаря».

Примерно в конце 1921 года пришли известия о пребывании Александра Ивановича, его дочери Екатерины с мужем и сыновей Ивана и Николая в Крыму. Екатерина с мужем приехала в Ярославль к матери (Екатерине Алексеевне), которая устроила их временно в соседней квартире, бывшей Чеканова. От них стало известно, что «в последнее время Александр Иванович пел в церковном хоре, но из-за голода и обострения кишечного заболевания он сильно ослаб и в 1921 году умер в больнице. В то время с ним находился в Алупке его младший брат Сергей Иванович, который и похоронил его на местном кладбище. Сергей Иванович через некоторое время делал запрос о его смерти в нотариальной конторе в Москве и получил копию «Выписи о смерти», из которой мы получаем скудные известия и узнаем об обстоятельствах его кончины на юге страны в городе Красноармейске (Алупка).

Старший сын Александра Ивановича — Иван — уехал с эвакуировавшимися войсками, опасаясь репрессий. Основанием для этого было то, что его приезд в свое время в Ярославль из Москвы после выпускных экзаменов случайно совпал с первым днем восстания, что могло привлечь внимание. Возможно были и другие соображения. О его судьбе за границей пока нет сведений. Известно лишь то, что он скончался в Париже 31.12.1943 года. И похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Эсон, Франция).

«Сын Николай остался с отцом в Алупке. Он играл в любительском драматическом кружке. В результате интриги по ложному доносу он был репрессирован и погиб. Единственным основанием для подозрений в его адрес было то, что в спектаклях он выступал под псевдонимом, как это было принято в среде артистов. Таковы печальные факты революционных лет. Для Екатерины Алексеевны и всех оставшихся в живых в Ярославле это было тяжелым ударом… Но надо было жить, надо было работать и учиться…» — пишет в своей семейной хронике Варфоломей Александрович Вахромеев»…

С августа 2012 года о.Георгий стал регулярно посещать родовое Леонтьевское кладбище в Ярославле. Отыскав могилы и восемь гранитных надгробий, которые были в очень плачевном состоянии и совершив первую панихиду (16.08.2012) о.Георгий решил привести их в надлежащий вид, заказал и установил кресты, венчающие высокие надгробия, расчи- стил территорию и уложил ее бардюрной плиткой.

Ярославль. У «Дома Вахромеевых» прот. Георгий с родственниками и клириками Храма Живоначальной Троицы на Шаболовке, 2015 г

В центре Ярославля напротив «Дома Вахромеева», в котором дедушка о.Георгия жил до 1917 года, через бульвар, распложен Кирилло-Афанасьевский монастырь, в состав которого входит Спасо-Пробоинский храм. Старостами в нем были три поколения Вахромеевых. Протоиерей Георгий посетил монастырь, познакомился с замечательным игуменом Феодором (Казановым), который содействовал ознакомлению с территорией монастрыря и Пробоинского храма. На тот момент храм был без куполов и в полной разрухе. Отец Георгий просил отца Феодора разрешения на изготовление иконостаса в малый предел в честь Серафима Саровского. И в 2014 году он совместно со своим сыном Петром и племянника- ми диаконом Николаем и Иваном сумели соорудить, расписать и установить иконостас. Это была маленькая дань памяти о славных попечителях Спасо-Пробоинского храма, которые теперь знают, что и о них помнят, их почитают и за них молятся их благодарные потомки.

Ярославль. Леонтьевское кладбище. Слева направо: Татьяна Анатольевна Вахромеева, ее супруг Александр Васильевич Вахромеев, протоиерей Георгий Васильевич Вахромеев, Николай Васильевич Вахромеев
и Наталья Глебовна Вахромеева (супруга о.Георгия)

 

Ярославль. Спасо-Пробоинский храм. 05.06.2013

 

Ярославль. Предел Серафима Саровского с новым иконостасом — дар о.Георгия Спасо- Пробоинскому храму. 2014 г.

 

Ярославль. Мемориальная доска в Ильинском храме. 13.05.2014
«В лето от сотворения мира, а от Воплощения Бога Слова 1902, сей святый храм во имя честнаго и славного Пророка Илии, обновлен и благоукрашен трудами и иждивением Почетного Гражданина града Ярославля Ивана Александровича Вахромеева при Архипастыре Ярославской церкви Архиепископе Ионафане под наблюдением Императорской Археологической Комиссии»